Прочитайте приведенный ниже фрагмент
текста и выполните
задания B1-B7; C1-С2.
Немецкий передний край проскакивал
меж двух
дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно
сбавил
ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик
подняли, руками
махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю,
подкинул
газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и
начали
бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле
между воронками
петляю не хуже зайца.
Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов
мне навстречу
строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили,
радиатор пропороли
пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к
машине, а
я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и
целую ее,
и дышать мне нечем...
Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны,
каких
я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы
скалит:
"Ага, чертов фриц, заблудился?" Рванул я с себя немецкий
мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: "Милый ты
мой
губошлеп! Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, когда я
природный
воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите
этого борова,
какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите
меня к вашему
командиру". Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к
вечеру очутился уже у полковника -командира дивизии. К
этому времени
меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и
обмундирование
выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и
полагается,
душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал
из-за
стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и
говорит:
"Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез
от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже
двадцати "языков".
Буду ходатайствовать перед командованием о представлении
тебя
к правительственной награде". А я от этих слов его, от
ласки,
сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и
мог из себя
выдавить: "Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в
стрелковую
часть".
Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: "Какой
из
тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же
отправлю
тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после
этого домой
к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к
нам, посмотрим,
куда тебя определить".
И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже
были, душевно
попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно
разволнованный,
потому что за два года отвык от человеческого обращения.
(М.А. Шолохов, "Судьба человека".)
При выполнении заданий В1-В7
запишите ваш
ответ в бланк ответов № 1 справа от номера
соответствующего задания,
начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде
слова
или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной
клеточке разборчиво.
Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Назовите литературное направление,
расцвет
которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции
которого
нашли свое отражение в "Судьбе человека".
Ответ:
B2
Укажите жанр, к которому принадлежит
названное
произведение М.А. Шолохова.
Ответ:
ВЗ
"Судьбу человека" называют
"свернутым
эпическим полотном". Назовите шолоховский четырехтомный
роман-эпопею,
представляющий собой "большой" эпос и также отображающий
судьбу человека в Истории.
Ответ:
B4
В приведенном фрагменте
повествование ведется
от лица героя, речь которого отличается от авторской
("подкинул
газку", "а тут свои очертели"). Как называется
такой персонаж?
Ответ:
B5
Эпизод встречи героя с командиром
дивизии своеобразно
перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера,
назвавшего Андрея
"настоящим русским солдатом". Как называется резкое
противопоставление различных ситуаций, явлений в
художественном
произведении?
Ответ:
B6
Описывая события, герой передает свой
разговор
с молодым солдатом и с командиром дивизии. Укажите
соответствующую
форму общения между персонажами в художественном
произведении.
Ответ:
B7
Как называется способ отображения
внутренних,
душевных переживаний героев в произведении ("упал на
землю
и целую ее, и дышать мне нечем", "губы дрожат, не
повинуются"
и т.п.)?
Ответ:
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и
выполните
задания B8-B12; C3-С4.
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
(А.А. Фет, 1855 г.)
При выполнении заданий В8-В12
запишите ваш
ответ в бланк ответов № 1 справа от номера
соответствующего задания,
начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде
слова
или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной
клеточке разборчиво.
Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8
"Далеко, в полумраке, луками
//Убегает на запад
река:". Как называется художественное описание природы в
литературном произведении?
Ответ:
B9
К какому приему прибегает поэт в
строке: "
Разлетелись, как дым, облака"?
Ответ:
В10
Какой вид тропа, основанный на
переносе свойств
одного явления на другое по их сходству, использует
автор, упоминая
о "вздохах дня" в "дыханье ночном"?
Ответ:
B11
Назовите художественное средство,
неоднократно
встречающееся в стихотворении и представляющее собой
образное
определение предмета ("над ясной рекою", "в померкшем
лугу" и т.п.).
Ответ:
B12
Каким размером написано стихотворение
А.А.
Фета "Вечер" (без указания количества стоп)?